Take a fresh look at your lifestyle.

Дипломная и курсовая работа по психологии. Выбор темы, постановка проблемы

0 16

Какую тему выбрать? Какую проблему исследовать? Порой ответы на эти мучительные вопросы студент ищет так долго, что это наносит вред остальным этапам — время не позволяет выполнить их качественно.

Topic
Написание дипломной. Рекомендации
  • Выдвижение гипотез при написании дипломной работы
  • Чтение научной литературы по теме дипломной работы
  • Сбор библиографии для выполнения ВКР. Методические рекомендации
  • Написание дипломной. Рекомендации
  • Взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта (Дипломная работа)

Три фактора, определяющие выбор темы

Когда вы решили взяться за написание, то чем надо руководствоваться при выборе темы? Тремя факторами:

  • вашим глубоким интересом к проблеме;
  • актуальностью ее для науки;
  • научным потенциалом преподавателя, который является вашим научным руководителем (а, значит, его научными интересами, его опытом проведения исследований по проблеме, его знакомством с соответствующей литературой и т.п.).

Конечно, надо еще учесть предыдущие темы, выполненные выпускниками в предыдущие годы. Понятно, что у вас нет опыта в формулировке тем. И в этом вам должен помочь ваш научный руководитель.

Варианты формулировки

Обычно я делаю так: предлагаю студенту написать 3 варианта формулировок того, что они хотели бы исследовать (строго говоря, это часто нельзя назвать темой выпускной работы — она либо слишком широка, либо слишком узка). А затем, используя эти 3 варианта, помогаю выпускнику сформулировать тему, учитывая ее актуальность и возможность разработки силами выпускника.

Не стоит писать в название словосочетания подобно: «влияние подростковой агрессии на взаимоотношения в семье» (в лучшем случае вы сможете установить взаимосвязь или взаимовлияние двух указанных факторов) — лучше употребить союз «и»: «Агрессия подростков и взаимоотношения в их семье».

Я настоятельно не рекомендую студенту вести себя пассивно: не самому вести научный поиск, а согласиться с первым же предложением. Мне кажется, что в таком случае будет отсутствовать мотивация к творчеству (лучше всего человек делает то, что ему интересно!).

Общие принципы формулировки темы

Назову вам несколько общих принципов, которые надо учитывать при формулировке темы:

а) она должна отражать основной предмет исследования, вашу научную проблему в самом общем виде (а частности можно опустить или привести в скобках) — см. также пункт «ж»;

б) желательно, чтобы присутствовало слово «Психологический» (варианты: психологический анализ, психологические особенности и т.п.), или, из названия следовало бы, что работа имеет отношение к психологии (к примеру, «характеристики личности»; «эмоциональное отношение»);

в) желательно указать, на какой выборке проведено исследование — в основной части темы или в скобках в конце («на примере подростков»);

г) должен быть назван аспект проблемы, который вы изучаете (его указывают в скобках или после двоеточия в конце): «(гендерные различия)»; «возрастной аспект»; «кросс-культурное сравнение» и т.п.

д) следует избегать повторов одного и того же слова, слишком громоздких и неясных формулировок;

е) не рекомендуется использовать такие формулировки: «Изучение…»; «Исследование.…»; «К вопросу о …» — они годятся для названия статей и тезисов;

ж) название должно быть конкретным, а не отражать весь спектр проблем: к примеру, если вы изучаете проявления физической агрессии, то так и напишите, здесь название «Агрессия» будет слишком широким; или не просто «Успешность», а «Академическая успеваемость школьников».

Не стоит писать в название словосочетания подобно: «влияние подростковой агрессии на взаимоотношения в семье» (в лучшем случае вы сможете установить взаимосвязь или взаимовлияние двух указанных факторов) — лучше употребить союз «и»: «Агрессия подростков и взаимоотношения в их семье».

Новизна исследования

Помните о новизне своего исследования. Строго говоря, требование новизны (темы, проблемы, методик, обработки, результатов, рекомендаций и т.п.) появляется уже на этапе выполнения диссертационного исследования (в кандидатской и особенно — докторской — это одно из основных требований!), выпускник же должен продемонстрировать, что он умеет проводить исследование.

Однако оригинальное, новое исследование вносит в науку более весомый вклад и производит гораздо более сильное благоприятное впечатление на комиссию, чем банальное. Помните об этом на всех последующих этапах.

Не меняйте тему каждый год!

Еще один важный совет: не меняйте тему каждый год: чем раньше вы определитесь с нею, тем более солидной получится ваша ВКР (в самом деле, выполнять ее 1 год или 4, со второго курса — разные вещи, не правда ли?).

Наиболее эффективно, если вы работаете несколько лет над проблемой, и используете для этого разные дисциплины и учебные задания (вы можете переводить статью с английского по своей проблеме, апробировать нужную вам методику во время производственной практики, сделать доклад на занятии по результатам своего литературного обзора и т.п.).

Но в то же время, если на самом деле вы чувствуете, что «охладели» к проблеме, или она вам кажется трудно исследуемой, лучше поменять ее как можно раньше. Самый непродуктивный путь — чрезмерно затягивать выбор темы (порой до середины последнего курса!).

Оставьте ответ

Adblock
detector