Take a fresh look at your lifestyle.

Взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта (Дипломная работа)

0 8

Изучение эмоционального интеллекта и его связи с лидерскими качествами – важная теоретическая и практическая задача, требующая актуального исследования и дальнейшей разработки.

Topic
Написание дипломной. Рекомендации
  • Выдвижение гипотез при написании дипломной работы
  • Чтение научной литературы по теме дипломной работы
  • Сбор библиографии для выполнения ВКР. Методические рекомендации
  • Дипломная и курсовая работа по психологии. Выбор темы, постановка проблемы
  • Написание дипломной. Рекомендации

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ исследовательских подходов к феноменам лидерства и эмоционального интеллекта

1.1. Современные представления о лидерских качествах

1.1.1. Теории происхождения лидерства

1.1.2. Ключевые черты лидера

1.2. Теоретические обоснования эмоционального интеллекта

1.2.1. Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта

1.2.2. Эмоциональный интеллект как критерий успешности и эффективного лидерства

Выводы по главе I (Теоретический анализ … лидерства и эмоционального интеллекта)

Далее см. в данной статье (нажать «Вперед» за Введением):

Глава 2. Взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта у студентов управленческих специальностей

2.1 Программа психологического исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Выводы по главе II
2.4 Рекомендации по результатам исследования

Заключение
Список литературы
Приложение

Актуальность исследуемой проблемы обуславливается особенностями, характерными для лидера – человека, который стоит во главе группы, определяет основные направления её деятельности и развития. Его необходимость диктуется тем, что в каждой группе существуют и должны кем-то регулироваться две взаимодополняющие системы отношений: деловые и личные. Если каждая из них отрегулирована, если отношения, складывающиеся в одной системе, противоречат отношениям, культивируемым в другой, то такая группа не сможет успешно работать, никогда не станет высокоэффективной. Поэтому утверждение, заключающееся в том, что менеджер, управляющий поведением других людей должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных практиков управления в настоящее время не вызывает сомнения. Современный лидер – не тот, кто по своему положению имеет право командовать, а тот, кто обладает личностными качествами, способствующими созданию жизнеспособной организации, кто способен стимулировать постоянные перемены и инновации, вдохновлять людей на результативный труд.

Лидерство, необходимость развития лидерских качеств необходимо рассматривать как одну из основных задач студентов управленческих специальностей. Для студентов в первую очередь лидерство означает социальную активность, или активную жизненную позицию. Она необычайно полезна для молодого выпускника вуза в первую очередь тем, что в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений. Эти качества являются основанием для управленческих умений. Работодатель заинтересован в том, чтобы получить наиболее квалифицированного управленца – эффективного лидера [28, с.130].

Понятие «эмоциональный интеллект» относится к той области исследований, в которой неоднократно совершается попытка научными средствами ответить на вопрос: «Что детерминирует успех жизнедеятельности человека?». Учёные, изучающие проблему эмоционального интеллекта в контексте поставленного вопроса, исследовали: значение эмоционального интеллекта для профессиональной деятельности (Андреева И., 2003), роль и значение эмоционального интеллекта в процессе межличностного взаимодействия (Люсин Д., 2004; Власова Е., 2005; Манойлова М., 2006), функциональные характеристики эмоционального интеллекта (Носенко Э., Коврига Н., 2003), влияние эмоционального интеллекта на формирование и проявление лидерских качеств (Гоулман Д., 2005). Эмоциональный интеллект подразумевает как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, человек может действовать значительно более эффективно. Вторым принципиально важным новым моментом является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять как своими, так и чужими эмоциями, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении. Люди с развитым эмоциональным интеллектом легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими, становятся более эффективными лидерами.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики. Изучение эмоционального интеллекта и его связи с лидерскими качествами – важная теоретическая и практическая задача, требующая актуального исследования и дальнейшей разработки.

Методологическая основа исследования: при рассмотрении лидерских качеств мы опирались на работы таких авторов, как Тард Г., Лебон Г., Стогдилл Р., Манн Р., Уманский Л. И., Бэрон Р. С., а при рассмотрении эмоционального интеллекта – таких, как Спирмен Ч., Векслер Д., Гарднер Х., Бар-Он Р., Сэловей П., Мейер Дж., Гоулмен Д., Люсин Д. В., Кетс де Врис М.

Объект исследования: лидерство и эмоциональный интеллект.

Предмет исследования: взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта у студентов управленческих специальностей.

Цель исследования: выявление взаимосвязи характеристик эмоционального интеллекта и выраженности лидерских качеств у студентов управленческих специальностей.

Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь между выраженностью лидерских качеств и характеристиками эмоционального интеллекта.

Уточняющая гипотеза: предполагается, что чем более выражены лидерские качества, тем выше уровень развития некоторых характеристик эмоционального интеллекта.

В соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Выявить уровень выраженности лидерских качеств у студентов управленческих специальностей;

3. Определить характеристики эмоционального интеллекта у студентов управленческих специальностей;

4. Проанализировать результаты практической части исследования нашей темы в аспекте взаимосвязи лидерских качеств и эмоционального интеллекта и составить общие рекомендации по результатам исследования.

В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов:

− теоретические методы: теоретический анализ и синтез научной и методической литературы, обобщение опыта;

− эмпирические методы: анкетирование, тестирование, методы статистической, и математической обработки.

Изучение взаимосвязи лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта у студентов управленческих специальностей проводилась нами по трём методикам:

1. Оценка способности индивида быть лидером производилась помощью методики «Лидер» [32; с.512].

2. Степень развитости лидерских качеств выявлялась посредством методики самооценки лидерских качеств [31; с.16].

3. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта [30; с.2].

Исследование было проведено на базе «Оренбургского государственного института менеджмента» (ОГИМ). Исследование проводилось со 2 марта по 20 апреля 2009г. В исследовании принимали участие 60 человек — студентов управленческих специальностей: 24 юношей и 36 девушек в возрасте 20-22 лет.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, выводов, рекомендаций, заключения, списка литературы и приложений.


2.1 Программа психологического исследования

Цель данного исследования: выявление взаимосвязи характеристик эмоционального интеллекта и выраженности лидерских качеств у студентов управленческих специальностей.

Объект исследования: Лидерство и эмоциональный интеллект

Предмет исследования: взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта у студентов управленческих специальностей.

В эмпирической части исследования решались следующие задачи:

1. Выявить уровень выраженности лидерских качеств у студентов управленческих специальностей.

2. Определить характеристики эмоционального интеллекта у студентов управленческих специальностей.

3. Проанализировать результаты практической части исследования нашей темы в аспекте взаимосвязи лидерских качеств и эмоционального интеллекта.

4. Составить общие рекомендации по результатам исследования.

Методы исследования: анкетирование, тестирование, методы статистической и математической обработки.

Изучение взаимосвязи лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта у студентов управленческих специальностей проводилась нами по трём методикам:

1. Оценка способности индивида быть лидером производилась помощью методики «Лидер» [32, с.512]. В данной методике испытуемый отвечает на 30 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и ответить только на один.

2. Степень развитости лидерских качеств выявлялась посредством методики самооценки лидерских качеств [31, с.16]. В тесте «Я – лидер» испытуемому предлагаются 48 утверждений. Если он полностью согласен с утверждением, то в карточку с соответствующим номером он ставит цифру 4; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; если скорее не согласен, чем согласен – «1»; если полностью не согласен – «0». Данная методика позволяет выявить следующие лидерские качества:

а) умение управлять собой;

б) осознание цели (знаю, что хочу);

в) умение решать проблемы;

г) наличие творческого подхода;

д) влияние на окружающих;

е) знание правил организаторской работы;

ж) организаторские способности;

з) умение работать с группой.

3. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта [30, с.2]. В этой методике испытуемому предлагаются высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны его жизни. Каждое высказывание нужно отметить в соответствии со степенью согласия с ним: полностью не согласен (-3 балла); в основном не согласен (-2 балла); отчасти не согласен (-1 балл); отчасти согласен (+1 балл); в основном согласен (+2 балла); полностью согласен (+3 балла). По методике Н. Холла определяются следующие показатели эмоционального интеллекта:

1) эмоциональная осведомленность;

2) управление своими эмоциями;

3) самомотивация;

4) эмпатия;

5) распознавание эмоций других людей.

Исследование проводилось со 2 марта по 20 апреля 2009 г. В исследовании принимали участие 60 человек — студентов управленческих специальностей: 24 юношей и 36 девушек в возрасте 20-22 лет.


Изучение способности к лидерству проводилось с помощью методики «Лидер» (см. приложение, табл. 10). Были получены следующие результаты: 21,7% студентов показали слабую, 60% – среднюю, 18,3% – сильную степень выраженность лидерства (рис. 5).

Таблица 4

Выраженность лидерства у студентов управленческих специальностей

Степень выраженности
лидерства

Количество студентов

Количество студентов
в %

Слабая выраженность лидерства

13

21,7

Средняя выраженность лидерства

36

60,0

Сильная выраженность лидерства

11

18,3

Данные результаты наглядно проиллюстрированы на рис. 5

Рис. 5. Выраженность лидерства у студентов управленческих специальностей

Рис. 5. Выраженность лидерства у студентов управленческих специальностей.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что более половины студентов (60%) имеют среднюю степень выраженности лидерства. Примерно равновеликое количество студентов, менее четверти от общего числа, показало слабую (21,7%) и сильную (18,3%) степень выраженности лидерства.

Таким образом, мы можем условно разделить исследуемых нами студентов на три группы – со слабой, средней и высокой выраженностью лидерства – и сравнивать результаты последующих тестов в соответствии с этой градацией.

Затем, с помощью методики «Я – лидер», была определена самооценка студентов своих наиболее важных лидерских качеств – умение управлять собой; осознание цели (знаю, что хочу); умение решать проблемы; наличие творческого подхода; влияние на окружающих; знание правил организаторской работы; организаторские способности и умение работать с группой (приложение, табл. 11).

Анализ таблицы 11 (приложение) показал, что, по мнению студентов, в среднем по группе, такие качества, как осознание цели, влияние на окружающих и умение работать с группой у них развиты сильно, а управление собой, умение решать проблемы, наличие творческого подхода, знание особенностей организаторской деятельности и организаторские способности развиты средне. На слабое развитие каких-либо лидерских качеств, в среднем по группе указано не было.

Данные результаты могут свидетельствовать о завышенной самооценки части студентов своих лидерских качеств. Особенно это касается таких качеств, как осознание цели, влияние на окружающих и умение работать с группой.

Далее, с целью изучения соотношения выраженности лидерства и самооценки лидерских качеств, показатели, полученные по методике «Я –лидер», были сгруппированы в соответствии со степенью выраженностью лидерства (приложение, табл. 12–14). Средние значения этих показателей по каждой группе представлены в табл. 5. Таким образом, можно проследить, как студенты с разной степенью выраженности лидерства оценивают свои лидерские качества.

Таблица 5

Самооценка лидерских качеств студентов с различной степенью выраженности лидерства

Степень выраженности
лидерства

Самооценка лидерских качеств (в баллах) и уровни их развития

Управление собой

Знаю, что я хочу

Умение решать проблемы

Творческий подход

Влияние на окружающих

Знание особенностей организаторской деятельности

Организаторские способности

Работа с группой

Слабая

выраженность лидерства

14,7

15,0

14,1

13,6

13,5

12,7

14,6

15,38

средн.

выс.

средн.

средн.

средн.

средн.

средн.

выс.

Средняя выраженность лидерства

13,7

15,4

14,4

14,3

13,9

14,1

15,1

14,8

средн.

выс.

средн.

средн.

средн.

средн.

выс.

средн.

Сильная выраженность лидерства

12,7

15,1

13,6

12,6

15,0

14,5

14,9

15,3

средн.

выс.

средн.

средн.

выс.

средн.

средн.

выс.

Анализ табл. 5 показывает, что, независимо от степени выраженности лидерства, студенты свои лидерские качества оценивают как средние и высокие.

Независимо от степени выраженности лидерства, развитие такого лидерского качества, как осознания цели (знаю, что хочу) студенты оценивают как высокое, а умение работать с группой – как высокое или выше среднего.

Студенты со слабой степенью выраженности лидерства завышают самооценку своих лидерских качеств, особенно таких, как умение работать с группой, осознания цели, управление собой и организаторские способности;

Студенты со средней степенью выраженности лидерства в основном адекватно оценивают уровень развития своих лидерских качеств, но завышают уровень развития таких качеств, как осознания цели и организаторские способности.

Студенты с сильной степенью выраженности лидерства в основном адекватно оценивают уровень развития своих лидерских качеств, но занижают самооценку таких качеств, как управление собой, наличие творческого подхода и умение решать проблемы.

Таким образом, часть студентов с низкой и средней степенью выраженности лидерства склонны к переоценке некоторых своих лидерских качеств, а студенты с высокой выраженностью лидерства – к их недооценке.

Затем по методике Н. Холла был определен уровень развития эмоционального интеллекта у студентов и его основные характеристики – эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей (см. приложение, табл. 15).

Анализ табл. 15 (приложение) показывает, что в целом группа тестируемых нами студентов управленческой специальности имеет средний интегративный уровень развития эмоционального интеллекта, а также средний уровень развития таких характеристик эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей. При этом группа в целом показала низкий уровень развития только одной из исследуемых нами характеристик эмоционального интеллекта – управление собственными эмоциями.

Полученные данные указывают на то, что в целом по группе большинство характеристик эмоционального интеллекта у студентов развиты в средней степени, но, в то же время, одно из наиболее важных качеств – управление собственными эмоциями – развито недостаточно.

Группировка полученных результатов в соответствии со степенью выраженности лидерства у студентов (табл. 6) дала нам возможность в каждой из выделенных групп студентов – со слабой, средней и сильной степенью выраженности лидерства – выявить интегративный уровень развития эмоционального интеллекта и его основных характеристик.

На основании данных, приведенных в табл. 6 и рис. 6 (приложение), можно провести сравнительный анализ интегративного и парциальных уровней развития эмоционального интеллекта. Анализ показывает, что ни одна из исследуемых групп студентов не имеет высокий интегративный уровень развития эмоционального интеллекта.

Таблица 6

Взаимосвязь степени выраженности лидерства с уровнем развития эмоционального интеллекта

Степень выраженности
лидерства

Характеристики эмоционального интеллекта и соответствующий им уровни развития (в процентах) у студентов различных групп выраженности лидерства

Эмоциональная осведомлённость

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Интегративный уровень

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Слабая

23,1

53,8

23,1

69,2

30,8

0

53,8

46,2

0

30,8

46,1

23,1

61,5

30,8

7,7

53,8

46,2

0

Средняя

22,2

55,6

22,2

63,9

25,0

11,1

8,3

77,7

14,0

38,9

50,0

11,1

38,9

52,8

8,3

33,3

66,7

0

Сильная

27,3

72,7

0

63,6

36,4

0

18,2

54,5

27,3

27,3

63,6

9,1

27,3

54,5

18,2

18,2

81,8

0

Условные обозначения: Н – низкий уровень развития; С – средний уровень развития; В – высокий уровень развития.

Наименее развитой характеристикой эмоционального интеллекта у всех трех групп студентов является способность к управлению своими эмоциями. Этот факт в значительной степени повлиял на отсутствие студентов с высоким уровнем развития интегративного эмоционального интеллекта среди групп с высокой и средней степенью выраженностью лидерства. Сравнительно низкий уровень развития такой важной характеристики эмоционального интеллекта, как управлению своими эмоциями, по нашему мнению, в большой степени объясняется возрастными особенностями их проявления на данном этапе онтогенеза, связанными с юношеским максимализмом и эмоциональной несдержанностью.

Отсутствует явная взаимосвязь между степенью выраженности лидерства и такими характеристиками эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями и эмпатия. Сумма высокого и среднего уровня развития этих характеристик примерно одинаково у всех трех групп студентов. Исходя из этого, можно предположить, что эти характеристики эмоционального интеллекта не связаны или слабо связаны с лидерскими качествами.

Студенты из групп с высокой и средней степенью выраженности лидерства значительно опережают по уровню развития студентов из группы со слабой степенью выраженности лидерства в таких показателях, как самомотивация, распознавание эмоций других людей и интегративный уровень эмоционального интеллекта. Так, высокий уровень развития самомотивации показали 27,3% студентов с высокой и 14% студентов со средней степенью выраженности лидерства, а в группе с низкой степенью выраженности лидерства таких студентов не оказалось. Высокий уровень развития в умении распознавать эмоции других людей и влиять на эмоции других людей показали 18,2% студентов с высокой степенью выраженности лидерства. Испытуемые со средней и слабой выраженностью лидерства показали примерно одинаковый результат в высоком уровне развития (соответственно 8,3% и 7,7%), однако показатель среднего уровня развития этой характеристики эмоционального интеллекта у студентов со средней выраженностью лидерства на 22% выше.

Математическая обработка результатов тестирования была проведена нами посредством корреляционного анализа взаимосвязи самооценки лидерских качеств с эмоциональным интеллектом, взаимосвязи степени выраженности лидерства с эмоциональным интеллектом и взаимосвязи самооценки лидерских качеств со степенью выраженности лидерства.

Корреляционный анализ взаимосвязи самооценки лидерских качеств с эмоциональным интеллектом показал, что имеет место корреляция между самооценкой некоторых лидерских качеств и определенными характеристиками эмоционального интеллекта (табл. 7).

Таблица 7

Взаимосвязь самооценки лидерских качеств с эмоциональным интеллектом

Самооценка лидерских качеств

Эмоциональный интеллект

Эмоциональная осведомлённость

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Интегративный уровень

Управление собой

0,318*

0,264*

-0,185

0,292*

0,018

0,276*

Осознание цели

0,196

0,050

0,048

0,234

0,091

0,214

Умение решать проблемы

-0,138

-0,007

-0,098

0,333**

0,104

0,072

Творческий подход

0,239

0,297*

0,056

0,164

-0,013

0,257*

Влияние на окружающих

0,341**

0,075

0,321*

0,176

0,198

0,353**

Знание особенностей организаторской деятельности

-0,059

-0,012

0,132

0,056

-0,020

0,025

Организаторские способности

0,014

-0,016

0,022

0,120

0,109

0,080

Работа с группой

0,304*

0,328*

0,203

0,085

0,018

0,327*

Условные обозначения: * – уровень значимости 0,05; ** – уровень значимости 0,01.

Анализ табл. 7 указывает на то, что имеют место следующие виды взаимосвязей:

1) самооценка лидерского качества, заключающегося в умении управлять собой коррелирует с такими характеристиками эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, эмпатия, а также с интегративным уровнем развития эмоционального интеллекта (уровень значимости 0,05);

2) самооценка умения решать проблемы коррелирует с эмпатией (уровень значимости 0,01);

3) самооценка творческого подхода коррелирует с управлением своими эмоциями и интегративным уровнем развития эмоционального интеллекта (уровень значимости 0,05);

4) самооценка умения влиять на окружающих коррелирует с эмоциональной осведомленностью (уровень значимости 0,01), самомотивацией (уровень значимости 0,05) и интегративным уровнем развития эмоционального интеллекта (уровень значимости 0,01);

5) самооценка умения работать с группой коррелирует с эмоциональной осведомленностью, управлением своими эмоциями и интегративным уровнем развития эмоционального интеллекта (уровень значимости 0,05).

Корреляционный анализ взаимосвязи степени выраженности лидерства с эмоциональным интеллектом (табл. 8) указывает на существование корреляции между степенью выраженности лидерства и одной из характеристик эмоционального интеллекта – самомотивацией (уровень значимости 0,01).

Таблица 8

Взаимосвязь степени выраженности лидерства с эмоциональным интеллектом

Степень выраженности лидерства

Эмоциональный интеллект

Эмоциональная осведомлённость

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Интегративный уровень

-0,182

0,115

0,332**

0,009

0,158

0,137

Условные обозначения: ** – уровень значимости 0,01.

Корреляционный анализ взаимосвязи степени выраженности лидерства с самооценкой лидерских качеств позволяет говорить о том, что отсутствует корреляция между степенью выраженности лидерства у студентов управленческих специальностей и их самооценкой своих лидерских качеств (табл. 9).

Таблица 9

Взаимосвязь степени выраженности лидерства с самооценкой лидерских качеств

Степень выраженности лидерства

Самооценка лидерских качеств

Управление собой

Знаю, что я хочу

Умение решать проблемы

Творческий подход

Влияние на окружающих

Знание особенностей организаторской деятельности

Организаторские способности

Работа с группой

-0,142

0,059

0,047

-0,010

0,211

0,246

0,148

0,128

Таким образом, исследование показало, что студенты из групп с высокой и средней степенью выраженности лидерства опережают в развитии эмоционального интеллекта студентов из группы со слабой степенью выраженности лидерства по таким его характеристикам, как самомотивация, распознавание эмоций других людей и интегративный уровень эмоционального интеллекта.

В результате проведения математической обработки полученных результатов с помощью корреляционного анализа эмпирически подтвердилась взаимосвязь между степенью выраженности лидерства и характеристиками эмоционального интеллекта, а также между самооценкой лидерских качеств и характеристиками эмоционального интеллекта, а именно: между степенью выраженности лидерства и самомотивацией на 0,01% уровне значимости; между самооценкой таких лидерских качеств, как управление собой, влияние на окружающих, умение работать с группой и эмоциональной осведомленностью на 0,01% и 0,05% уровнях значимости; между управлением собой, творческим подходим, умением работать с группой и управлением своими эмоциями на 0,05% уровне значимости; между влиянием на окружающих и самомотивацией на 0,05% уровне значимости; между управлением собой, умением решать проблемы и эмпатией на 0,01% и 0,05% уровнях значимости; между управлением собой, творческим подходом, умением работать с группой, влиянием на окружающих и интегративным уровнем развития эмоционального интеллекта на 0,05% и 0,01% уровнях значимости.


Анализ результатов исследования, проведенного среди студентов управленческих специальностей, показал, что более половины студентов, принимавших участие в исследовании (60%), имеют среднюю степень выраженности лидерства. Примерно равновеликое количество студентов, менее четверти от общего числа, показало слабую (21,7%) и сильную (18,3%) степень выраженности лидерства.

В ходе исследования было установлено, что:

–– студенты со слабой степенью выраженности лидерства завышают самооценку своих лидерских качеств, особенно таких, как умение работать с группой, осознания цели, управление собой и организаторские способности;

–– студенты со средней степенью выраженности лидерства в основном адекватно оценивают уровень развития своих лидерских качеств, но завышают уровень развития таких качеств, как осознания цели и организаторские способности;

–– студенты с сильной степенью выраженности лидерства в основном адекватно оценивают уровень развития своих лидерских качеств, но занижают самооценку таких качеств, как управление собой, наличие творческого подхода и умение решать проблемы.

Проведенное нами исследование среди студентов управленческих специальностей выявило взаимосвязь между выраженностью лидерских качеств и некоторыми характеристиками эмоционального интеллекта, а также позволило сделать выводы о том, что:

–– наименее развитой характеристикой эмоционального интеллекта у всех трех групп студентов является способность к управлению своими эмоциями.

–– отсутствует явная взаимосвязь между степенью выраженности лидерства и такими характеристиками эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями и эмпатия.

–– студенты из групп с высокой и средней степенью выраженности лидерства значительно опережают в своем развитии студентов из группы со слабой степенью выраженности лидерства по таким показателям, как самомотивация (высокий уровень развития самомотивации показали 27,3% студентов с высокой, 14% студентов со средней и 0% – со слабой степенью выраженности лидерства), распознавание эмоций других людей и влияние на эмоции других людей (высокий уровень развития показали 18,2% студентов с высокой, 8,3% студентов со средней и 7,7% – со слабой степенью выраженности лидерства), а также общий (интегративный) уровень эмоционального интеллекта: при отсутствии высокого уровня развития у всех студентов, средний уровень развития показали 81,8% студентов с высокой степенью выраженности лидерства, 66,7% студентов со средней степенью выраженности лидерства и 46,2% со слабой степенью выраженности лидерства.

Исследование показало, что студенты из групп с высокой и средней степенью выраженности лидерства значительно опережают в развитии эмоционального интеллекта студентов из группы со слабой степенью выраженности лидерства по таким его характеристикам, как самомотивация, распознавание эмоций других людей и интегративный уровень эмоционального интеллекта.

В результате проведения математической обработки полученных результатов с помощью корреляционного анализа эмпирически подтвердилась взаимосвязь между степенью выраженности лидерства и характеристиками эмоционального интеллекта, а также между самооценкой лидерских качеств и характеристиками эмоционального интеллекта, а именно: между степенью выраженности лидерства и самомотивацией на 0,01% уровне значимости; между самооценкой таких лидерских качеств, как управление собой, влияние на окружающих, умение работать с группой и эмоциональной осведомленностью на 0,01% и 0,05% уровнях значимости; между управлением собой, творческим подходим, умением работать с группой и управлением своими эмоциями на 0,05% уровне значимости; между влиянием на окружающих и самомотивацией на 0,05% уровне значимости; между управлением собой, умением решать проблемы и эмпатией на 0,01% и 0,05% уровнях значимости; между управлением собой, творческим подходом, умением работать с группой, влиянием на окружающих и интегративным уровнем развития эмоционального интеллекта на 0,05% и 0,01% уровнях значимости.

Таким образом, наши предположения о том, что существует взаимосвязь между выраженностью лидерских качеств и характеристиками эмоционального интеллекта, а также о том, что чем более выражены лидерские качества, тем выше уровень развития некоторых характеристик эмоционального интеллекта подтвердились, цель исследования достигнута.


На основании результатов исследования, мы разработали ряд рекомендаций по построению работы со студентами управленческих специальностей.

Работа со студентами управленческих специальностей, как мы полагаем, должна строиться по следующим направлениям:

Развитие лидерских качеств

Обладая знаниями в области менеджмента и применяя их на практике, все равно кто-то всегда более успешен, а кто-то остается на вторых ролях. Вот здесь и возникает вопрос о развитии лидерских качеств. Дадим несколько практических рекомендаций.

Способность вызывать доверие к себе

Практически всегда рядом со словом «лидер» стоит слово «харизматичность». Наиболее общее определение – умение эмоционально влиять на других людей, умение повести за собой, заразить своими идеями. Человек, обладающий харизмой, может влюбить в себя своих подчиненных, убедить их в своей правоте. Однако, бытует мнение, что харизма – это качество врожденное, что оно либо есть, либо его нет, и, значит, ему не научиться – и не

Оставьте ответ

Adblock
detector