Take a fresh look at your lifestyle.

Особенности интерференции в кратковременной и долговременной памяти при усвоении различных типов текстов

0 1

кратковременная памятьВ данном параграфе рассматривается влияние особенностей предъявляемых для усвоения текстов на уровень интерференции в кратковременной и долговременной памяти;

анализируется взаимосвязь проявления интерференции в кратковременной и долговременной памяти;

раскрывается психологический механизм интерференции на данных функциональных уровнях памяти на основании анализа характера утрачиваемых при непосредственном и отсроченном воспроизведении элементов текстов, характера их воспроизведения по знакоместам и анализа характера ошибок при непосредственном и отсроченном воспроизведении текстов.

Как показывает анализ данных (табл. 3.26) уровень трудности текстов, критерием которого является объем непосредственного воспроизведения и количества проб заучивания [51], значимо определяет уровень интерференции в кратковременной памяти, отражающийся в снижении полноты непосредственного воспроизведения (Пi).

Рассматривая полноту отсроченного воспроизведения (ДП’обш) текстов и уровень проявления интерференции в долговременной памяти (Δобщ) (табл. 3.26), можно видеть, что утрату информации в ДП, как и отсев информации в КП, также определяет уровень трудности текстового материала, но в меньшей мере, чем в КП (рис. 3.12).

Таблица 3.26

Полнота воспроизведения (в %) в кратковременной (П1) и долговременной памяти (ДП’общ), уровень интерференции при отсроченном воспроизведении (Δобщ) при усвоении текстов различных типов и уровня сложности

Тип текста

№ текста

Критерии уровня
сложности

П1

ДП’обш

Δобщ

КПнп
в абс. ед

пср

Повествовательный

1

18,25

1,70

86,90

89,68

10,31

2

18,09

2,63

78,65

90,90

9,09

3

14,91

2,37

74,58

82,45

17,54

4

12,09

3,00

52,56

77,88

22,11

Описательный

1

18,31

1,90

83,26

85,33

14,66

2

16,63

2,54

75,61

89,02

10,97

3

12,66

2,79

55,07

81,78

17,22

4

8,33

3,54

37,37

52,04

47,95

открыть рисунок

Рис. 3.12. Полнота воспроизведения (в %) повествовательных и описательных текстов в кратковременной (КП) и долговременной (ДП) памяти в зависимости от уровня сложности текстового материала.

Таким образом, проявление интерференции в мнемической системе при усвоении текстовой информации обусловлено уровнем ее трудности.

Так как количество элементов текста примерно одинаково и колеблется в пределах от 20 до 23 единиц, то, следовательно, уровень трудности текста определяется не его объемом, а другими характеристиками.

Анализируя особенности воспроизведения отдельных элементов текста и их воспроизведение по знакоместам, мы можем выделить те характеристики текста, которые определяют его трудность при преобразовании в мнемической системе и приводят к повышению уровня интерференции.

Анализ особенностей воспроизведения отдельных элементов текста (табл. 3.27-3.34) показывает, что и в кратковременной и в долговременной памяти значительно реже воспроизводятся испытуемыми, т.е. чаще подвергаются интерференции и отсеиваются, следующие элементы текста:

1. Слова, редко встречающиеся в обыденной речи и малознакомые или незнакомые испытуемому (например, «доплатонические школы», «ведийский канон», «даосизм»).

2. Слова, не несущие основной смысловой нагрузки текста:

  • союзы, междометия, местоимения и т.п. (например, «уже» — повествовательный текст № 3, «так же как», «из себя» — описательный текст № 4, союз «и» в большинстве текстов);
  • дополнения и определения (например, «сегодня» — повествовательный текст № 2, «во двор» — повествовательный текст № 3, «с чахлой растительностью», «песчаные», «последние», «к реке» — повествовательный текст № 4, «своей любимой» -описательный текст № 1; «строению тела», «окраске», «цвету» — описательный текст № 2, «очень редкой растительностью», «с сухим климатом», «умеренном», «тропическом» — описательный текст № 3, «доплатонических философских школ», «первичного», «порождающего» — описательный текст № 4.

При этом уже при непосредственном воспроизведении, в кратковременной памяти, лучше усваиваются элементы, несущие основную смысловую нагрузку текста, т.е. здесь имеется установка на отбор наиболее релевантной смысловой структуре текста информации.

Таблица 3.27

Полнота воспроизведения (в %) элементов повествовательного текста № 1 в кратковременной (П1) и долговременной (ДП’общ)

Знакоместо

Элемент текста

Пi

ДП’обш

1

Машу

100

95,83

2

взяли

95,83

66,66

3

в

100

100

4

зоопарк

100

100

5

Вот

95,83

87,50

6

Волк

95,83

100

7

Маша

54,16

62,50

8

его

62,50

91,66

9

сразу

62,50

83,33

10

узнала

62,50

87,50

11

— Ты

91,66

95,83

12

почему

79,16

62,50

13

Красную

91,66

100

14

Шапочку

91,66

100

15

съел?

91,66

100

16

Волк

91,66

79,16

17

молчит.

87,50

95,83

18

Отвернулся.

87,50

91,66

19

Значит

83,33

83,33

20

ему

100

100

21

стыдно

100

100

Таблица 3.28

Полнота воспроизведения (в %) элементов повествовательного текста № 2 в кратковременной (Пi) и долговременной (ДП’общ)

Знакоместо

Элемент текста

Пi

ДП’обш

1

Борис

100

100

2

Заглянул

100

90,90

3

В

100

100

4

Аудиторию

100

100

5

И

100

95,45

6

Понял,

100

100

7

Что

100

100

8

Сегодня

45,45

90,90

9

Он

81,81

95,45

10

Опоздал.

100

100

11

Преподаватель

90,90

95,45

12

Философии

77,27

86,36

13

Уже

54,54

81,81

14

Бубнил

90,90

95,45

15

Что-то

86,36

100

16

У

77,27

90,90

17

Доски

77,27

95,45

18

О

77,27

95,45

19

Ведийском

4,54

45,45

20

Каноне

31,81

81,81

21

И

88,81

77,27

22

даосизме

45,45

27,27

Таблица 3.29

Полнота воспроизведения (в %) элементов повествовательного текста № 3 в кратковременной (П1) и долговременной (ДП’общ)

Оставьте ответ

Adblock
detector